Плоскостопие

Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное  влияние как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

  • наследственность;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
  • образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являясь первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся изменением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает деформироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение ее развития может отражаться на осанке ребенка. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы слабо развиты. Суставы в сравнении с  суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам.

При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов является боль в стопе. Главной причиной ее возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникают у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его лечить.

DSCN5085

Корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия

Ходьба.  На носках; на наружном своде стопы; «гусиным шагом»; на носках в полуприседе; с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь; на носках с высоким подниманием бедер, скользящим шагом со сгибанием пальцев, скрестным шагом на наружном крае стопы.

Ходьба с использованием специального оборудования. По ребристой доске; по гимнастической палке вдоль и поперек; по наклонной доске на носках; по бревну прямо и боком; по набивным мячам или мягким модулям; по массажным коврикам; по длинному шесту; по ободу обруча.

Специальные упражнения из положения стоя. Приподнимание на носках; перекат с пятки на носок и обратно; полуприсед и присед на носках; поднимание пяток без отрыва от пола пальцев ног; присед на гимнастической палке.

Специальные упражнения из положения сидя. Ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно; поднимание пятки одной ноги и носка другой; поворот стоп, при этом внутренние края их поднимаются, а наружные опускаются.

Специальные упражнения из положения лежа. Оттягивание носков; стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно; ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга; активное вытягивание носков и подгибание пальцев.

Игровые упражнения

«Сборщик» (можно выполнять и сидя, и стоя). Взять пальцами ног платочек (ленточку) и передать соседу по команде (положить перед ним на пол). Так можно брать и передавать любые мелкие предметы: карандаши, детали конструктора, камешки, небольшие шарики.

«Метатели» (выполняется стоя). Взять пальцами ноги мячик для пинг-понга  и перебросить его товарищу. Тот ловит его и так же, пальцами ноги, бросает обратно.

«Я рисую» (выполняется на стуле). Захватить между первым и вторым пальцами ноги фломастер и нарисовать что-нибудь на листе бумаги.

«Кораблик» (выполняется сидя). Перекатывать теннисный мяч между стопами, держа ноги на весу.

«Маляр» (выполняется сидя). Поглаживать внутренним продольным сводом одной стопы по голени и стопе другой ноги.

«Гусеница». Кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку.

«Наведи порядок». В коробке перемешаны шишки, желуди, каштаны. Сидя на полу, нужно пальцами правой и левой ноги по очереди рассортировать их по трем коробкам поменьше.

«Удержи до пяти». Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними – палка. По команде дети берут палку стопами ног с двух концов и приподнимают ноги. Взрослый считает до пяти.

«Не задень». Сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги широко расставлены, между ними – палка. Слева возле палки лежит платочек. Нужно взять его пальцами левой ноги и перенести к правой ноге, не задев палку. То же правой ногой или сразу двумя стопами.

«Эстафета с машинками». Дети стоят в шеренге. Возле первого ребенка машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и везет машину ко второму ребенку, тот подтягивает ее следующему, и так до конца.

DSCN5050

 

DSCN5806

 

DSCN5790

 

 

 

Правильная осанка — залог здоровья ребенка